- Семейство Бобров
-
11.1. Семейство Бобров — Castoridae
Средней величины околоводные звери (длина тела 75-120 см), очень массивные, с плоским лопатообразным хвостом, покрытым роговыми щитками. Глаза и уши маленькие, между пальцами задних лап — плавательные перепонки. Окраска от светло-бурой до черной. Следы похожи на отпечатки узких ладоней с длинными когтями на пальцах длиной до 13 см (Приложение 1, с поздней осени до ранней весны) бобры делают небольшие снежные бугорки, на которые выделяют буровато-желтую пахучую жидкость — бобровую струю. Запах этой жидкости привлекает хищников, поэтому охотники вырезают пахучие железы у добытых бобров и используют струю в качестве приманки при установке капканов. Беременность длится дольше, чем у других
грызунов: 105-107 дней. Бобрята рождаются в апреле-мае зрячими, покрытыми мехом, и уже через день-два могут плавать, а в возрасте 3 недель начинают питаться самостоятельно. Половозрелыми они становятся только в 2 года и до этого возраста живут в родительской семье. Зимой активность бобров резко снижается, и они значительную часть времени проводят в полусне — дреме.
Запруживание рек и ручьев бобрами в сухих лесах приводит к насыщению почвы влагой, что заметно улучшает рост деревьев. Присутствие бобров благотворно отражается на жизни многих обитателей леса, особенно выхухоли, норки, выдры и водоплавающих птиц. Кроме того, в результате их деятельности повышается продуктивность водоемов, очищается вода, больше становится рыбы. Вред, приносимый бобрами лесному хозяйству, обычно невелик, поскольку они валят почти исключительно молодые деревья малоценных пород, чаще всего осину. Мех бобров очень высокого качества.
В России два вида одного рода.
Бобровое хозяйство и культ бобра у народов Сибири
Прототипом современного охотничьего хозяйства можно назвать отношения, которые с доисторических времен складывались на Руси и у коренных народов Сибири между человеком и бобром. Такие порядки сохранялись, например, у якутов на Алдане до конца XIX века. Охотники относились к бобрам почти как к домашним животным. У каждой пары бобров был свой хозяин, по отношению к своим подопечным он должен был придерживаться строгих правил. Бобровые угодья охраняли. Здесь нельзя было охотиться с собакой и ловить рыбу. Промысел бобров начинали только после заморозков, когда бобрята взматереют, и вели коллективно. Добывали в основном приплод. Убить самку бобра считалось тяжким преступлением.
Бережное отношение человека к бобру доходило до обожествления этого зверя. Существовал настоящий культ бобра. Например, в преданиях хантов, живущих в бассейне Малой Сосьвы бобры — это бывшие люди, скрывающиеся от преследований. Считалось, что бобры понимают речь человека, а потому отзываться о них непочтительно нельзя, существовал целый ряд специальных обращений к бобру. Почитание распространялось на отдельные части тела добытого зверя. Шкура, череп, нижние челюсти бобра служили талисманами. Их сохраняли в лабазах или сундучках с культовым инвентарем, брали на охоту. Мясо бобра полагалось съедать так, чтобы ничего не досталось собакам. Кости и когти тщательно собирали и топили в воде или зарывали под деревом. Бобровую струю (мешочек с пахучим секретом) многие народы Сибири использовали не только как лекарство, но и в ритуальных обрядах. Небольшие кусочки струи входили в состав смеси, которую употребляли для окуривания с целью очищения и снятия порчи.
Древнему и современному охотнику добыть бобра гораздо легче, чем многих других пушных зверей. Бобры сохранялись на той или иной территории до тех пор, пока местное население могло обеспечить их охрану. При стихийном, бесконтрольном промысле эти звери даже в глухих таежных местах быстро исчезали.
По книге В.Н. Скалона "Речные бобры Северной Азии".— М., 1951.
Рисунок 11. Следы зайцев, бобра и беличьих
Рисунок 11Следы зайцев, бобра и беличьих
187 — отпечатки лап зайца-беляка на медленных прыжках; 188 — расположение следов зайца-русака на медленных (слева) и быстрых (справа) прыжках; 196 — отпечаток лапы бобра; 199 — следы обыкновенной белки на снегу; 202 — отпечаток лапы длиннохвостого суслика; 209 — следы желтого суслика на влажном песке.
Энциклопедия природы России. — М.: ABF. В.Л. Динец, Е.В. Ротшильд. 1998.